/
Новое требование к игрушкам в ДО – экологичность

Действующий сегодня ФГОС ДО был принят еще в 2014 году, тем не менее в него вносят поправки по сей день. В первую очередь они касаются развивающей предметно-пространственной среды, так называемой РППС. В последнее время к основным требованиям, таким как вариативность, полифункциональность, трансформируемость, доступность и безопасность, добавилось еще одно – экологичность.


Это понятие тесно связано все с той же безопасностью, поскольку именно экологически чистые материалы игрового пространства делают его безопасным для детей и сохраняют благоприятный микроклимат в помещении.


За границей понятие «eco-friendly» является довольно распространенным, а вот у нас экоигрушки только входят в обиход. Еще недавно мы повсюду встречали дешевый товар китайской промышленности, едко пахнущий клеем, краской или пластмассой. Сегодня использовать такие игрушки в детском саду нельзя.


Закупая элементы для игрового пространства, необходимо объективно оценить их безопасность:

1. физическую и экологическую: отсутствие запаха, острых краев, прочность деталей и окраски, наличие сертификата качества;

2. психофизиологическую: соответствие возрасту - соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений;

3. психологическую: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие;

4. нравственно-духовную: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.


Не забудьте обратить внимание и на объективные показатели негативного влияния:

·         сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);

·         провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;

·         чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);

·         формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;

·         снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);

·         тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;

·         культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

Само же понятие «экологичная игрушка» всеми трактуется по-разному. Одни уверены, что она должна быть просто безвредной и безопасной для ребенка, сделанной из натуральных материалов.


Другие считают, что экологичные игрушки, помимо прочего, учат детей ценить и понимать природу, бережно с ней обращаться. Предметы из натуральных материалов помогают познавать окружающий мир, понимать, что песок – сыпучий, камень – шершавый, трава – зеленая и прохладная на ощупь.


По этой причине многие отказываются от пластика и переходят на вязаные игрушки и тряпичные куклы, деревянные кубики и пирамидки. Такие игрушки являются гипоаллергенными, поскольку изготовлены их экологически чистого сырья, а также они зачастую выполнены в натуральных тонах, что способствует формирования эстетического восприятия ребенка.


Очень популярная модификация экологической игрушки – известный многим «травянчик». Он выполняется в виде забавной головы животного или домового. Такое развлечение наверняка придется по вкусу малышам, особенно весной, когда они так ждут появления зеленой травки.


Сделать его можно самостоятельно. Для этого вам понадобятся капроновые колготки, быстрорастущие семена, немного грунта, 4 резинки, баночка для воды и деревянные колышки (можно использовать палочки от мороженого или старые прищепки).

1.jpg


Высыпаем  семена, после чего заполняем чулок грунтом так, чтобы семена остались в нижней части мешочка. После чего придаем ему форму головы и отделяем от основного шара 3 отрезка и затягиваем резинками, это будут глаза и нос.

2.jpg


Приклеиваем к основе глаза и зрачки, смачиваем голову нашего травянчика и помещаем в емкость с водой. Чтобы замаскировать ее, можно построить забор из деревянных палочек и при помощи маркера нарисовать нашему герою пальцы. 

3.jpg