/
Когда лицо ученика - не только дневник

Согласно требованиям нового ФГОС, на каждого ученика начальной школы должно быть оформлено портфолио – собрание его личных достижений.

Портфолио способствует индивидуализации обучения и повышает самооценку ребенка, решая ряд педагогических задач:

·         создание ситуации успеха;

·         повышение учебной мотивации;

·         поощрение активности, самостоятельности;

·         развитие навыков рефлексии и оценочной деятельности.

И, что не менее важно, является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

Тем не менее важно понимать и объяснить это ребенку: важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат, ведь ведущая характеристика творческой личности – это не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и т.п.), а ее мотивация (жизненные цели). Именно это рассматривается как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

Строгих требований к оформлению пока не существует, однако традиционно в состав портфолио входят сведения о ребенке, материалы текущей оценки и итогового тестирования, подборки учебных и творческих работ, которые в динамике демонстрируют успешность, объем и глубину знаний, сертификаты, грамоты, дипломы.

По желанию в портфолио попадает и информация о внеучебной деятельности: информация о семье, друзьях, увлечениях, открытиях и путешествиях. В портфолио ученика начальных классов это можно увидеть особенно часто.

Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.

При оформлении портфолио можно опираться на следующие принципы:

  • систематичность и регулярность ведения портфолио – 1 раз в четверть/полугодие;
  • достоверность сведений, представленных в портфолио;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • разборчивость при ведении записей;
  • целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
  • наглядность;
  • сохранность портфолио.


Работу по формированию и заполнению портфолио ведет обучающийся (при участии родителей)!

Классный руководитель оказывает консультативную и диагностическую помощь, помогает пополнять портфолио, выступая в роли посредника между учеником и педагогами (в том числе доп. образования) и другими представителями социума, контролирует пополнение портфолио, обеспечивает ученика необходимыми формами и бланками, оформляет итоговые документы, табель успеваемости.

Памятка для педагога:

·         Привлекать родителей к заполнению разделов портфолио.

·         Располагать разделы в произвольном порядке (по желанию ученика), а не нумеровать.

·         Датировать результат работ. Это поможет отследить динамику, сравнивая текущую оценку с более ранней.

·         Не использовать портфолио для сравнения детей друг с другом!

·         Объяснить детям принцип достоверности самооценки.

·         Разрешать кому-либо смотреть портфолио только с ведома и согласия ученика.

·         Красиво оформлять страницы портфолио, чтобы ребенок осознавал важность внешнего вида документа.

·         Фиксировать успех ученика на каждом этапе движения к намеченной цели, поскольку это лучший стимул для его развития.

P.S. Спрос рождает предложение. В сети Интернет появилось довольно много предложений по оформлению портфолио. В среднем готовый шаблон стоит 200-300 рублей. Индивидуальный обойдется дороже. Имейте в виду, что заполнение готового шаблона не входит в эту стоимость и оплачивается отдельно.

В любом случае для работы над портфолио вам будет удобно опираться на структуру и готовые шаблоны. Сегодня вечером Вы сможете скачать их в нашей группе "В Контакте" или в "Одноклассниках".