/
 Каждому по возможностям: что такое дифференцированное обучение

Что делать, если одни ученики выполняют задание за 5 минут, а другие сидят пол-урока? Искать среднее арифметическое? Чтобы не тратить время впустую, освойте навыки дифференцированного обучения.


Дифференцированное обучение – это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой педагог учитывает типовые индивидуальные особенности учащихся.


В практической деятельности учителя это может проявляться в том, что все ученики получают задания одинаковой сложности, но тот, кто слабее, имеет право на индивидуальную помощь. Иногда таким ученикам предлагают отдельные задания, которые им по силам, либо предлагают легкое, а потом усложняют его дополнительным, которое также отвечает его возможностям.


Таким образом, дифференцировать можно количеством задач, степенью их сложности, степенью самостоятельности при их выполнении.


Сложным, но в то же время эффективным видом дифференцированного обучения является разделение класса на группы по учебным возможностям и способностям по методике Ю. Бабанского, которая предполагает следующие компоненты: психологические (способность к анализу и синтезу, сравнению, умение выделять существенное и делать обобщения, рациональность, самостоятельность, гибкость, темп мышления, наблюдательность, логичность речи, память, внимание); навыки учебного труда (самоконтроль, планирование, темп вычислений, письма, чтения, организованность учебной работы, соблюдение распорядка дня); компоненты воспитанности (настойчивость, исполнительность, сознательная учебная дисциплина, общественная активность, отношение к учебе, отношение учителей и одноклассников, внешкольное влияние семьи); биологические (физическая работоспособность, состояние здоровья, дефекты речи, слуха, зрения).


По вышеперечисленным характеристикам можно выделить следующие группы учащихся:


·         ученики с очень высокими учебными возможностями (способны быстро усваивать материал, свободно решают задачи, с интересом работают самостоятельно, имеют потребность в задачах повышенной сложности);


·         ученики с высокими учебными возможностями (имеют прочные знания, навыки самостоятельной работы, наравне с первой группой усваивают новый материал, но не всегда тщательно закрепляют изученное, так как не имеют высокой работоспособности и нуждаются в коррекции и контроле за их учебной деятельностью);


·         ученики со средними возможностями (могут нормально учиться, иногда им присуща высокая обучаемость при низкой учебной трудоспособности или средняя обучаемость при средней работоспособности, требуют поддержки и помощи педагога);


·         ученики с низкими учебными возможностями (имеют низкий уровень обучаемости и учебной работоспособности, требуют специального подхода со стороны педагога).


Как правило, группа формируется из 4 – 6 человек, она является однородной – из учеников, имеющих одинаковый уровень учебных возможностей, или смешанной – эффективной для взаимообучения.


Формируя подобные группы, следует учитывать, что ученики не должны догадываться о причине их деления, поскольку это может их травмировать.