Профессионализм учителя состоит из мелочей, в том числе умения долго держать внимание аудитории. Как сохранить на уроке дисциплину и правильно сделать замечание? Многие находят ответы на эти вопросы путём проб и ошибок. Перечислим основные правила.
Лаконичность
Чем меньше слов, тем больший эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе - одна простая и понятная мысль. Тогда важная информация не потеряется в потоке ненужной.
Не говорите одновременно с учениками
Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы покажете, что это вы решаете, кого и когда ученики будут слушать.
Смотрите в глаза, стойте на месте
Задействуете невербальную коммуникацию, телом тоже можно показать, что вас должны слушать. Хотите подчеркнуть значимость своих слов - развернитесь к человеку, к которому обращаетесь, всем телом и лицом и смотрите ему в глаза. Можете слегка наклониться (этот жест свидетельствует, что у вас все под контролем).
Стойте на месте, когда даете задание
Не жестикулируйте и не отвлекайтесь на другие дела. Отвлекаясь на какие-то бумажки, вы показываете, что ваши слова не столь важны.
С нарушителем дисциплины контактируйте жестами или взглядом
Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите, чтобы не отвлекать от урока весь класс.
Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен
Лучше напомнить всему классу, чем следует заниматься на уроке. Например: "Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим". Используйте этот приём, когда заметите, что внимание учеников рассеивается.
Делайте замечание незаметно для окружающих
Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, не отвлекая других, быстро и тихо выскажите свою просьбу.
Найдите способ обнаружить нарушителей дисциплины
В частности, не требуйте от учеников абстрактного внимания, а попросите их смотреть на учителя — это действие гораздо проще отследить.
Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением
Ученики должны знать, что вы не дремлете. Каждые пару минут с улыбкой оглядывайте класс, чтобы проверить, все ли идет по плану.
Не забывайте о благодарности
Простая признательность за выполненную просьбу, не только говорит о вашем воспитании, но и внушает классу, что даже хулиган сделал то, что вы просили. Внимание класса восстанавливается, и ученики воспринимают вас как спокойного и воспитанного учителя, у которого все под контролем.
На основе материалов книги "От знаний к навыкам.
Универсальные правила эффективной тренировки любых умений"