/
Как распознать талантливых детей: Карта одаренности

Среди сотен учеников единицы особенных, выдающихся – задача не из лёгких. Особенно для учителя массовой школы, где одновременно учатся обычные и одарённые дети, ребята с особыми образовательными потребностями. Но решать её придётся, ведь того требует ФГОС.

Согласно Стандарту, педагог должен создать все условия для развития талантов одарённого ребёнка, чтобы он мог свободно распоряжаться своим временем и пространством, обучаться по расширенному плану и чувствовать индивидуальное внимание педагога.

Одарённые люди способны изменить наше будущее, повлиять на развитие науки, культуры, социальной жизни. Поэтому неординарная, творческая личность сегодня особо востребована обществом.

Но как распознать талант?

Способности таких детей можно выявить уже в раннем возрасте. Им свойственна способность находить причинно-следственные связи и делать выводы. Они склонны к построению альтернативных моделей и систем.

Одарённого ребёнка выделяет любознательность и повышенный интерес к определённой области. Это может быть наука, техника, искусство, природа, спорт, социальная жизнь. Важно вовремя уловить его личностный выбор.

Ещё один маячок – избирательная, эффективная память. Она базируется на ранней речи, большом словарном запасе и абстрактном мышлении. Одарённые дети способны широко применять полученные знания, классифицировать информацию. В отличие от сверстников, они с интересом читают энциклопедии и предпочитают игры, которые активизируют интеллектуальные способности.

Одарённым присуща повышенная концентрация внимания, целеустремлённость, упорство в достижении необходимого результата.

Талантливым детям свойственна своя психология:

·         гиперболизированное чувство справедливости, которое проявляется в повышенных требованиях к себе и окружающим (живой отклик на справедливость, правду, гармонию);

·         яркое воображение, порождающее фантастическую жизнь, в том числе несуществующих друзей (это позволяет сохранять элемент игры и творческий подход во взрослой жизни);

·         преувеличенные страхи, поскольку их воображение позволяет представить множество опасных последствий (такие дети эмоционально восприимчивы и несбалансированны);

·         опережающее познавательное развитие, способность следить за несколькими процессами одновременно (одарённый ребёнок остро чувствует мир и жадно познаёт его);

·         высокий энергетический уровень (зачастую талантливые дети спят меньше обычного).

Это общие рекомендации, на основании которых педагог может выделить обучающихся. Для подробного изучения их способностей предлагаем использовать специальный опросник.

Методика «КАРТА ОДАРЁННОСТИ»

Её могут использовать как родители, так и педагоги. Возраст детей – от 5 до 10 лет.

Итак, перед вами 80 вопросов (скачать), характеризующих 10 возможных сфер интересов ребёнка. Внимательно прочтите каждый и оцените ребёнка, используя знаки:

++ - указанное свойство развито хорошо, чётко выражено и часто проявляется;

+   - свойство заметно выражено, но наблюдается не постоянно;

О  - описанное свойство выражено так же не чётко, как и противоположное ему, в поведении они уравновешивают друг друга;

-    - более развито и чаще проявляется противоположное свойство личности.

Оценки фиксируйте в специальный лист ответов:

Лист ответов

123.png      

Обработка результатов

Посчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Под каждым столбиком зафиксируйте результат.

Полученные баллы характеризуют наличие у ребёнка следующих видов одарённости:

·         интеллектуальная (1-й столбец);

·         творческая (2-й столбец);

·         академическая (3-й столбец);

·         художественно-изобразительная (4-й столбец);

·         музыкальная (5-й столбец);

·         литературная (6-й столбец);

·         артистическая (7-й столбец);

·         техническая (8-й столбец);

·         лидерская (9-й столбец);

·         спортивная (10-й столбец).

При желании полученные данные можно представить в виде графика.

Для максимальной объективности попросите родителей так же оценить ребёнка, соотнесите их результат со своим и вычислите средний показатель по каждой категории.

Внимание, данная методика не охватывает всех возможных проявлений одарённости и может быть использована лишь как составная часть вашего комплекса методик по выявлению детской одарённости.