/
Как не выйти в тираж: саморазвитие педагога

Современный мир так быстро меняется, что популярное сегодня уже через год выглядит архаичным. То же самое происходит в сфере образования. Меняются принципы и векторы развития, внедряются новые технологии, однако существенная роль педагога в образовательном процессе остается неоспоримой.

Именно его личность, культура и профессиональная компетентность, потребность в постоянном развитии и готовность отвечать на актуальные запросы общества – один из важнейших ресурсов современного образования.

Казалось бы, получил диплом – устроился на работу. Работаешь, как научили, - получаешь результат. Но настоящий профессионал знает: задача педагога – не только учить, но и постоянно учиться самому. Именно в этом залог его успеха и востребованности.

Это подтверждает и тот факт, что саморазвитие педагога выделено отдельным пунктом в его портфолио и включает в себя курсы повышения квалификации, творческие работы, участие в конференциях, круглых столах, семинарах, экспериментальной работе. И это далеко не исчерпывающий список.

Логика проста: педагогу важно анализировать свою работу, видеть свои сильные и слабые стороны, чтобы понимать, куда двигаться и какие пробелы заполнять. А они непременно возникают у каждого, но не потому, что он плохо научен, а потому, что их диктует время.

Саморазвитие непременно должно соответствовать не только требованиям эпохи, но и федеральным образовательным стандартам. Поскольку его основная задача – повышение профессиональных качеств и навыков, освоение новых методик и технологий образовательного процесса, изучение способов активизации творческого потенциала учеников.

Саморазвитие педагога подразумевает:

·         самоанализ и определение дефицита профессионализма, обязательную диагностику профессиональных барьеров;

·         поиск путей самореализации и самоутверждения как личности, так и профессионала;

·         обеспечение процесса изучения различных подходов к организации образовательного процесса.

Грамотное саморазвитие включает не только изучение теоретического материала, но и умение использовать полученные знания на практике. А также основывается на правильно разработанных методиках:

·         курсы повышения квалификации – одна из важнейших составляющих, на такие курсы, как  правило, направляет руководитель учебного заведения, но каждый педагог может пройти их по своему желанию;

·         индивидуальная программа саморазвития, которую предписывают федеральные стандарты, - разрабатывается на год вперед, включает постановку целей, указание темы саморазвития и литературы, которую использует педагог.

Безусловно, профессиональное самосовершенствование всегда идет бок о бок с личностным. Поэтому чтение книг, путешествия, выставки, театр, кино и другой познавательный досуг также никто не отменял.