Мы учим школьников, как жить, а сами часто ведем себя как дети. Освоили что-то новое – и всюду это демонстрируем. Научились работать в PowerPoint – каждый день «балуем» своих учеников презентациями, а потом слышим в коридоре: «Как надоели эти картинки, ничего рассказать не может, вот и сует нам свои слайды».
Вы скажете: «Для них же стараемся, чтобы на уроке скучно не было. И современные технологии – все как завещал великий Профстандарт!». И будете правы. По-своему.
Получается, как в давней поговорке: хотели как лучше – получилось как всегда. Но не спешите опускать руки. Соблюдайте простые правила, и ваша презентация станет для учеников приятным бонусом.
Не выносите на экран лишнее: свои слова и вопросы, приветствие и прощание, цели и задачи. То, что можно сказать словами, в презентации будет лишним.
Многие ошибочно считают, что, разместив на слайдах весь конспект урока, значительно облегчат себе работу. Ведь больше не нужно писать на доске, хранить многочисленные таблицы и карточки. Скачал на флешку – и показывай.
С одной стороны, это так. С другой – значительно усложняет саму подготовку к уроку и делает вашу презентацию скучной и перегруженной.
Никакая презентация не заменит личного опыта. Когда делаешь что-то своими руками, работают сразу несколько видов памяти: как минимум зрительная и осязательная. Поэтому проводить опыты – измерять, взвешивать, сравнивать предметы и вещества – лучше своими руками.
Переносите на слайд только то, что не осуществимо в рамках урока. Например, модель Солнечной системы.
Создавая презентацию, всегда задавайте себе вопрос: зачем я это делаю и для кого? Если ваша цель – проверить знания учеников (например, в форме теста), то картинки и анимация скорее всего будут лишними. Формат игры, напротив, предполагает яркость.
Учитывайте возраст. Демонстрируя восьмиклассникам презентацию с Незнайкой, вы рискуете быть не понятым. На такой аудитории гораздо успешней сработает Дарт Вейдер.
Просмотр любой презентации – это дополнительная нагрузка на детский организм, особенно на их глаза. Поэтому не стоит выносить на экран материал всего урока, используйте слайды дозировано.
20 минут – это общее время, которое учитель может посвятить презентации. Но это не значит, что ученики должны смотреть ее 20 минут подряд. Чередуйте экран с практической и письменной работой, работой в группах и физкультминутками.
Подбирая иллюстрации и шрифт, также подумайте о зрении своих учеников.
Содержимое вашей презентации постоянно выпрыгивает, появляется и исчезает, переливается всеми цветами радуги. Мелькают многочисленные картинки и анимация. Звенят, пищат и брякают закадровые звуки. Тема урока уходит на второй план. Учитель осваивает компьютер!
Помимо того, что это упомянутая нагрузка на глаза, это еще и отвлекающий фактор. Ваши спецэффекты и выделения должны преследовать одну цель: помогать ученику усвоить материал, а не развлекать его.
В общем, квинтэссенция такова: главное – это чувство меры. Грамотное использование презентации действительно повышает эффективность обучения.
Создавайте фрагменты презентации – модули – и используйте их на определенных этапах урока. Запустили, посмотрели, отвлеклись – и возвращаемся к живому общению и практической деятельности!