/
Учителю

Шесть шагов к идеальному открытому уроку

1245

С ними сталкивается любой учитель, и чаще как с элементом контроля: во время методических проверок, для аттестации, на конкурсах, для обучения практикантов. Разбираемся, как провести идеальный открытый урок и соответствовать требованиям.

Шаг 1. Понять цель

Речь не о том, какую цель ставит учитель перед учениками, а о цели педагога — зачем он проводит урок. Если он хочет победить в профессиональном конкурсе, нужно соответствовать условиям и показать себя с максимально выгодной стороны. Если на урок придут школьные методисты, то акцент на место урока в образовательной программе, связь с другими уроками и способами оценки учеников. Если нужно ввести практикантов в курс дела, то показываем класс, стиль работы, возможности подачи темы.

Шаг 2. Выбрать тему и учеников

Если учитель участвует в профессиональном конкурсе, ему приходится выбирать тему из предложенных или придумывать свою, соответствующую условиям. Тема сразу задает возраст и уровень подготовки учеников. Конечно, лучше выбирать возраст, с которым учитель работает лучше всего. Но некоторым проще работать с совершенно незнакомыми детьми: включается азарт и выключаются шаблонные приемы.

Если учитель дает открытый урок для школьной комиссии или практикантов, то тема зависит от образовательной программы. Можно взять тему из другого блока или даже другого года обучения, но этот выбор придется обосновать и ученикам и посетителям урока.

Не обязательно хорошо знать тему до подготовки к уроку — важней ее интерес и значимость для учителя и учеников. Чтобы не было скучно.

Шаг 3. Придумать структуру

В драматических произведениях есть завязка, кульминация и развязка. В уроке — целеполагание, «тело» урока и рефлексия. Но это теория, а на практике можно выстроить любую структуру. Главное, чтобы она была удобна учителю и ученикам. Можно начать открытый урок с проверки домашних заданий, можно прийти к цели урока только в середине занятия. Также структура урока зависит от возраста: младшеклассникам нужно дать отдохнуть в середине урока, а старшеклассники могут высидеть 45-минутную лекцию, если она будет захватывающей.

На этом этапе можно написать примерный план. Не для всех открытых уроков нужен подробный план-конспект, чаще всего он пригождается на профессиональных конкурсах.

Шаг 4. Придумать содержание и наглядные материалы

Если есть структура, будет и содержание. Лучше, если оно будет новым для учителя и учеников, даже если тема знакома и затерта до дыр. Это потребует большей подготовки, но добавит интереса к уроку.

На этом этапе нужно определить конкретные приемы и техники: работа в группах, привлечение мультимедийных технологий, дискуссионные моменты. Для некоторых уроков они не нужны — учитель может провести весь урок с помощью обаяния, интересной темы и поставленного голоса. Другой может справиться за счет знания особенностей класса. Наглядные материалы также не всегда нужны, но с ними урок может выйти на космический уровень.

Шаг 5. Отрепетировать и внести правки

Репетировать не значит учить урок наизусть. Тестовый урок нужен для поиска ошибок и способов борьбы с ними. На этом этапе учитель может понять, нужно ли переделывать урок полностью или добавить интересных фактов, применить новую педагогическую технику. Важно ориентироваться не только на собственное мнение, но на мнение коллег и учеников.

Шаг 6. Продумать собственную рефлексию

Часто после открытых уроков требуют самоанализ — иногда его нужно сдавать письменно иногда достаточно ответить на вопросы перед комиссией. Ознакомьтесь с требованиями и ответьте для себя на вопросы о ходе урока и том, как вы справлялись, достигли ли желаемого. Это позволит не только выполнить формальное задание, но и взглянуть на урок свежим взглядом.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
498
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
257
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
297