/
Учителю

За что педагогам недоплачивают, а должны

7918

Педагоги часто жалуются на низкую зарплату. Дело не только в том, что она ниже средней по региону, но в том, что педагогическим работникам не всегда полностью платят за работу, например, проверку тетрадей или классное руководство. Разбираемся, почему так происходит, куда спрятались выплаты и надбавки и как учитель может изменить свою оплату труда в 2019 году.

За что не платят?

Чаще всего преподавателям полностью оплачивают окладную часть — количество часов, которое ведет педагог. А компенсационные и стимулирующие выплаты иногда не доплачивают. Как делить фонд заработной платы на окладную часть, компенсационную и стимулирующую сказано в методических рекомендациях Министерства образования и науки.

Компенсационные выплаты. На 2019 год к ним относятся, например, классное руководство, проверка тетрадей учеников, работа во внеурочное время. Также могут дать надбавки за работу с плохо успевающими учениками, заполнение электронного классного журнала. Это дополнительные функции учителя, но они связаны с его основной работой. Их обязаны оплачивать только если они указаны в трудовом договоре или дополнительном соглашении. Еще к компенсационным выплатам относят надбавку за стаж и квалификационную категорию. За высшую категорию в школе обязаны платить, а за первую — нет. Некоторые школы платят, но заставить их нельзя.

Стимулирующие выплаты. К ним относятся все выплаты за успешную работу педагогов: разработанные методические пособия, участие и победы учеников в конкурсах и олимпиадах, успехи учителей в воспитательной работе, научно-исследовательскую деятельность учеников и другое. В каждой школе должно быть создано положение о стимулирующих выплатах и разработаны критерии. Педагог несколько раз в год в письменной форме докладывает о своих успехах и комиссия начисляет ему баллы. Бухгалтерия эти баллы переводит в рубли и начисляет выплату.

Почему не доплачивают стимулирующие и компенсационные выплаты?

Есть несколько причин: отсутствие нормативных актов в школе, слабый контроль со стороны педагогических работников, халатность администрации.

Отсутствие нормативных актов в школе. В школе должно быть положение об оплате труда, в нем должны быть перечислены виды компенсационных и стимулирующих выплат. Если этого и других нормативных актов, связанных с оплатой, в школе нет, это обнаружится на первой проверке и директору грозит штраф. Но от проверки до проверки некоторые школы умудряются жить без нужных нормативных актов.

Список работ, за которые преподавателю должны доплачивать, фиксируется в трудовом договоре или дополнительном соглашении. Если этого не сделано, это также нарушение.

Халатность администрации. Иногда все нормативные акты в порядке, но им никто не следует. Администрация забывает платить стимулирующие, не следует тому, что указано в трудовых договорах. Даже если это не намеренное нарушение, его нужно пресекать.

Слабый контроль педагога. Педагоги должны следить за тем, как ему начисляются выплаты. Если педагог не хочет разбираться, из чего состоит зарплата, как она начисляется, не хочет читать трудовой договор и допсоглашения, то любая ошибка администрации будет стоит ему денег.

Как решить проблему?

Все зависит от причин, по которым она возникла. Есть четыре основных решения: разговаривать с администрацией, обращаться в профсоюз или комиссию по урегулированию трудовых споров, обращаться в прокуратуру, читать документы, чтобы не было проблем в будущем.

Разговаривать с администрацией. Если работник подозревает, что его труд несправедливо оплачен, то нужно идти в администрацию. Стоит вежливо высказать список претензий и объяснить свою точку зрения: мне не платят за заведование кабинетом, хотя я это делаю. Еще лучше — показать копию приказа о заведовании кабинетом. Дальше администрация должна доказать свою правоту или признать ошибку.

Есть моменты, в которых администрация точно права. Например, классное руководство тянет на полноценную ставку, но доплачивают за него во многих регионах 2-3 тысячи рублей. Администрация с этим ничего не может сделать — бюджет ограничен. Но адекватный директор и бухгалтер объяснят на «цифрах», почему они не могут платить больше.

Обращаться в профсоюз. Если разговор с администрацией зашел в тупик, нужно идти в профсоюз. Туда же нужно обращаться, если педагог нашел ошибки в договорах или допсоглашениях. Почти во всех школах есть первичные профсоюзные ячейки. Если школьному председателю профсоюза не хватит ресурсов, он обратится за помощью в городскую ячейку.

Обращаться в прокуратуру. В прокуратуру стоит писать заявление, если администрация заподозрена в систематическом нарушении прав учителя. К заявлению можно прикрепить свидетельство председателя профсоюза. Бояться этого шага не стоит — это нормальная защита своих прав.

Читать документы. Часто проблема решается на предыдущих этапах. Но в будущем стоит внимательно читать договоры, дополнительные соглашения и локальные акты. Если соглашаетесь на какую-то подработку, просите приказ, изучайте его и соотносите с трудовым договором. Если в трудовом договоре нет каких-то пунктов, обращайтесь к председателю профсоюза, он поможет заключить дополнительное соглашение.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
324
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
154
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
202