В одной провинциальной школе города N разразился настоящий скандал. Дети 13-14 лет выложили видео, как во время урока учительница подошла к мальчику с длинными волосами и остригла челку, сопровождая свои действия грубыми высказываниями в адрес ребенка.
Скандал, впрочем, быстро замяли.
Однако осадочек остался. Мол, ситуация «урегулирована», родители претензий не имеют, а в некоторых источниках даже сообщалось, что родители (законные представители) и сами «не против» стрижки отрока.
К сожалению, подобный случай не единственный! Более того, ежедневно в той или иной степени мы можем услышать истории о нарушениях этики со стороны учителей под молчаливое согласие родителей (законных представителей).
Более того, нередко взрослый человек, в свое время пострадавший от насилия со стороны, чуть ли не с гордостью рассказывает истории о том, как учителя с ним «мучились», били линейками, учебниками, ставили в угол, устраивали общественный суд...
В записках психолога найдется масса подобных примеров из жизни.
Так что же происходит в нашем обществе?
Почему нередко родители занимают позицию «несопротивления» и позволяют учителям применять насилие по отношению к детям?
Что делать, если к ребенку применяются противоправные действия?
Начнем с того, что наше общество сложное, противоречивое, имеет ряд ментальных особенностей и ограничивающих убеждений, которые прочно вошли в сознание человека.
Так, взаимодействуя со многими педагогами, я констатирую тревожный факт, что в большинстве случаев применяются «двойные стандарты» в профессиональной среде. А именно: современные учителя средней возрастной группы от 40 до 60 лет, несмотря на то, что постоянно «совершенствуют» свою квалификацию и «соответствуют» профстандартам, продолжают транслировать вредоносные реплики, обесценивать детей и родителей.
«В наше время никакой депрессии и суицидов не было! Ремень отцовский - лучшее средство против депрессии!»
«Подумаешь, нежные какие! Вот нас учителя били и ничего! Выросли!»
К сожалению, таких реплик много и именно такое обесценивание педагогических и этических принципов ведёт к искажению в образовании.
У многих учителей отсутствует понимание и осознание экологичности мышления!
Что же касается родителей, то здесь проблема также многофакторная.
Большинство семей имеет очевидные дефекты и нарушения: недостаток эмоционального тепла, попустительство, стремление переложить ответственность на учителей и детей, глубокое недопонимание с детьми, отсутствие элементарных знаний о детской и подростковой психологии и т.д. Осознанное родительство как психолого-этическая концепция ещё только на стадии своего формирования.
Исходя из своего профессионального опыта, приведу статистику, что только от 10 до 25% родителей могут включиться в экологичное взаимодействие со школой и защитить своего ребенка от травли.
Вместе с этим, учитель также нередко подвергается травле со стороны и учеников, и родителей, и коллег. Но это отдельная тема для исследования и мы обязательно вернёмся к ее освещению.
Вернёмся все же к нашей проблеме.
Травля со стороны учителей по отношению к ученикам — многогранное, многоликое явление, начиная от повышения голоса до физического (и даже в некоторых случаях сексуального) насилия.Психологическая травля | Физическая травля | Сексуальный прессинг |
---|---|---|
Вербальные и невербальные действия с целью разбалансирования личности, умышленное причинение моральных страданий. Например, М., 14 лет, этический вегетарианец. Слушает классическую музыку, много читает, интеллигент. Учитель отпускает в его адрес негативные, едкие замечания, как «Ну давай, расскажи нам про Шопенов и Моцартов!», «Тебя бы в колхоз или на мясокомбинат отправить!» |
Умышленные, злонамеренные воздействия на человека: пинки, толчки, различные телесные повреждения. Например, у девочки учительница отняла сумку, потому что та не могла найти ручку. Прилюдно высыпала содержимое перед классом, под смех детей стала оскорблять и унижать девочку. |
Умышленные злонамеренные действия с выраженным сексуальным подтекстом Реплики учителя: «Кому ты такая нужна? Ни рожи, ни кожи!» Склонение педагогом учащихся к интиму Любые сексуальные комментарии по поводу внешности ребенка («Юбку забыла надеть!», «Чего вырядилась как путана?», «А ты случайно не голубой?») |
Признаки травли могут быть как очевидные, так и не самые очевидные.
1. Крик учителя. К сожалению , многие дети, родители и сами учителя воспринимают крик как норму. Но бывают ситуации, когда учитель повышает голос, кричит, топает ногами, запугивает и устрашает ребенка.
2. Позы и жесты, в особенности, если учитель демонстративно принимает агрессивно-угрожающую позу, возвышаясь над ребенком. Нередко учитель нарушает личные границы ребенка, толкает его, прилепляет жвачку к волосам.
3. Прилюдное разбирательство оценок, с замечаниями, оскорблениями, насмешками в адрес учеников.
4. Нарушение личных границ учеников, физическое насилие. Будь-то запрет выходить из класса (в целях наказания, объяснение новой темы, игнорирование потребности ученика), так и более очевидные признаки, например, учителя нередко рвут тетради, отбирают личные вещи и тп. Толкание, шлепки, телесные повреждения разной степени тяжести
5. Обсуждение личных интимных вопросов с учениками. Речь не идёт об откровенных и деликатных разговорах, когда к учителю подходят девочки или мальчики и рассказывают о своих проблемах, страхах, отчаянии, влюбленности. Мы говорим о том, что задевает учеников. Это может быть разглашение тайн, секретов, откровенно подлые выходки педагогов, направленные на подавление личности ребенка.
Поэтому многогранность травли как проблемы зачастую мешает идентифицировать ее.
Отсутствие доверительных отношений с родителями также не позволяет ребенку благоприятно решить вопрос в силу того, что он чувствует себя "никем", "пустым местом", у него ещё не наработаны защитные личностные ресурсы.
В первую очередь, необходимо вернуть доверие и создать оптимальный эмоциональный микроклимат в семье. Сфера детско-родительских отношений требует деликатного, осторожного подхода. Но родителям (законным представителям) необходимо взять ответственность за экологизацию психологического климата в семье, обратиться к семейному психологу, работать над собой и своими установками.
Осознание личных границ и уважения к ним. Уважение к личным границам начинается со стука в дверь. Многие родители, к сожалению, не придерживаются такого поведения, с лёгкостью нарушают границы, не позволяют ребенку закрывать дверь в ванную, в детскую. Ребенок растет со стойким ощущением, что взрослым разрешено нарушать его пространство.
Поэтому только доверительные, теплые отношения с ребенком способны приносить экологичные плоды и рост личности ребенка.
Именно родителям необходимо учить ребенка защищать свои границы. Но также важно избегать гиперопеки. Необходимо соблюсти баланс, дать ребенку моральную поддержку и понимание того, что родители понимают его.
При любом случае нарушения границ требуется грамотная стратегия и тактика. И оперативное реагирование, адекватные меры поддержки, обращение к психологу (лучше всего не разовое, а обеспечение постоянного взаимодействия со специалистом, по крайней мере, до овладения навыками психологической самозащиты ), эмоциональная поддержка являются гарантами психологического здоровья и благополучия ребенка.