Жестокое обращение с детьми является оскорблением и нарушением их прав. Когда такие ситуации происходят в детском саду, дома или школе, воспитателю важно не оставаться в стороне. Необходимо принять надлежащие меры для защиты детей и предотвращения повторения подобных случаев.
Какие же действия должен предпринять воспитатель в случае жестокого обращения с ребёнком, и какая роль и ответственность лежит на нем?
1. Первым и самым важным шагом для воспитателей является обнаружение случаев жестокого обращения с детьми.
В первую очередь стоит обратить внимание на эмоциональное состояние ребёнка. Ненавязчивый утренний разговор с ребёнком может рассказать о причине его подавленности или, наоборот, возбужденности.
Следует обращать внимание на царапины и синяки на коже ребёнка. Если это произошло по неосторожности самого ребёнка или случайно, то он охотно этим поделится. В других случаях, ребёнок может и не захотеть об этом рассказать.
2. Когда воспитатель обнаружил случай жестокого обращения, он должен немедленно предпринять действия. В первую очередь, в известность должно быть поставлено руководство детского сада. И далее, совместно с ним, решается вопрос о том, каким образом возможно решить эту проблему.
В наиболее тяжёлых случаях необходимо подключить психологов, органы опеки или медицинский персонал. Важно помнить, что безопасность ребёнка должна быть приоритетом.
3. Случай должен быть задокументирован, и произведено расследование. Если к делу подключаются правоохранительные органы, то воспитатель должен сотрудничать со следствием, как свидетель.
Из практики:
Девочка 6 лет жила с отцом и старшим братом (мама умерла, когда девочке было 2 года). В детский сад её приводила и иногда забирала молодая женщина - подруга отца и няня по совместительству. Воспитатель неоднократно обращала внимание на грубые слова в адрес ребёнка с ее стороны.
Как-то утром девочка зашла в группу с разбитой коленкой, воспитатель зафиксировала у медиков, что рана свежая, девочка подтвердила, что няня толкнула её по дороге, и та ударилась об бордюр.
Руководство детского сада, совместно с воспитателем, пригласили отца девочки для обсуждения этой ситуации. Отец принял к сведению, что, действительно, есть факт жестокого обращения с ребёнком. С женщиной семья рассталась.
4. После расследования и решения проблемы стоит предоставить психологическую помощь и поддержку ребёнку. Воспитатель совместно с психологом должны помочь пострадавшему ребёнку восстановиться физически и эмоционально после случая жестокого обращения.
Воспитатель должен понимать, что он играет важную роль в защите и безопасности детей. От того, насколько быстро он сможет обнаружить случаи жестокого обращения, как будет содействовать расследованию и предотвращению подобного в будущем, как сам педагог сможет создать безопасную и благоприятную среду - всё это влияет на формирование безопасного пространства вокруг ребёнка.