С жалобой на синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка (СДВГ) часто обращаются педагоги. Рассказываем, как вовремя диагностировать, почему ремень не поможет и о роли учителя.
Считается, что это расстройство встречается у 5% детей. Специалисты выделяют три причины — психосоциальные, генетические и биологические. Это могут быть патологии и осложнения во время беременности, наследственность, неблагоприятная социальная среда, в которой развивается ребёнок.
По статистике СДВГ в 3-4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Так же ему больше подвержены городские дети. Первые симптомы проявляются у ребёнка в возрасте от 5 до 7 лет. Для диагностики расстройства есть два главных критерия:
Первый: импульсивность. Ребенок нетерпелив, капризен, очень легко возбудим, идёт на неадекватный риск. Такие дети не признают никаких правил и норм, в подростковом возрасте склонны к девиантным формам поведения.
Иногда СДВГ путают с плохим воспитанием и начинают детей воспитывать, в том числе ремнем. Это бесполезно и даже вредно.
Второй: невнимательность. Ребёнку сложно следовать плану, выполнять задания, тем более самостоятельно. Школьник рассеян, забывчив, у него нет приоритетности внимания. Ребёнок неусидчив до такой степени, что не может досмотреть любимый мультфильм.
Эти симптомы сами по себе и в той или иной степени могут встречаться у детей без СДВГ. Но чтобы понять, что перед нами синдром (а может и более серьёзные психические расстройства), они должны обнаруживаться по меньшей мере в нескольких сферах деятельности — в школе, дома, в играх.
Диагностировать СДВГ должен специалист, чтобы исключить более серьезные расстройства.
СДВГ корректируют с помощью лекарств и неформалогического подхода, где хорошую роль играет учитель. Прежде всего, это понятные, написанные и нарисованные правила, схемы и алгоритмы, постоянная обратная связь со стороны взрослых, дополнительная мотивация.
Нормальная детская мотивация – интересно, любопытно, хочется узнать больше – у детей с СДВГ быстро угасает.
Педагогу важно действовать сообща с родителями: вместе разрабатывать программы коррекции, когда дома соблюдается режим труда и отдыха, внедрены игры для развития внимания, преодоления имульсивности и упражнения для снятия гиперактивности.